Классические эмали по гравированному плоскому рельефу, к сожалению, остались в прошлом из-за того, что редкий мастер владеет одновременно двумя столь непохожими и довольно редкими профессиями, как гравера и эмальера. Зато эффекты, создаваемые различными структурами металла под прозрачной эмалью, очень полюбились всем.
В данном случае эффект достигается за счет преломления и поглощения света прозрачным слоем эмали. Поглощение света определяется толщиной слоя: чем толще эмалевый слой, тем темнее кажутся краски. Отражение света зависит от свойств металлической поверхности: чем выше блеск металла и чем более моделирована поверхность, тем живее сила света.
Приведем некоторые приемы обработки металла. Прежде всего необходимо правильно выбрать способ обработки металла, чтобы подложка под слоем эмали позволяла добиться интересного оптического эффекта: сильный удар молотком, четкая, не слишком тонкая гравировка и т.д.
Удар молотком. На поверхности, обработанной сильными ударами широким или узким бойком молотка, под бесцветной или слегка окрашенной эмалью образуется интересный рисунок. Особенно эффектно смотрится сферическая поверхность, если обработать ее узким бойком в виде лучей. При этом важно, чтобы перед нанесением эмали металл был хорошо отожжен.
Чеканка. Декор на лист металла можно нанести с помощью фигурных чеканов. Ими можно выбивать орнаменты и даже прочеканить плоский рельеф, который подобно гравировке покрывается ровным эмалевым слоем.
Резьба по металлу. Линейные гравировальные орнаменты и мотивы хорошо подходят для покрытия эмалью. В прошлом часто применялось гильоширование — механический способ гравирования эмалируемых поверхностей. Фрезой, насаженной на гибкий вал подвесной бормашины, можно наносить свободные композиции. Токарный станок и гравировальная машина также предоставляют широкие возможности для художественного оформления поверхности.
Травление. Данный способ был описан при рассмотрении техники выемчатой эмали. Здесь следует лишь указать на возможность использования травления для создания плоского рельефа, затем покрываемого слоем эмали. Такие вытравленные мотивы смотрятся под эмалевым покрытием довольно интересно.