К мелкой пластике относят все пластичные фигурные работы из металла с эмалью. Из них наиболее известны отлитые из золота и покрытые эмалью фигурки в стиле ренессанса и барокко. Многочисленные образцы хранятся в собрании «Зеленые своды» в Дрездене (см. Объемная рельефная эмаль в стиле Возрождения и барокко).
Пластика, выполненная литьем. Для литья более всего подходит золото. На дошедших до нас фигурках из серебра эмаль в большей или меньшей степени сколота, так как эмаль плохо сцепляется с серебром. Медь плохо льется и ее можно эмалировать только непрозрачными эмалями. Фигурки золотого литья моделируют в основном за счет эмали, а не золота, золото образует только остов — металлический стержень, покрытый толстым эмалевым слоем. В таких фигурках эмали больше, чем металла. Это объясняется тем, что только так можно обеспечить сцепление эмали с металлом и исключить возникновение напряжений в эмали. Работы, выполненные подобным образом, дошли до нас через века в своем первоначальном виде, в то время как на фигурках, покрытых тонкой глазурью, остались только следы эмали. Напряжения, возникающие на границе между отлитым металлом и эмалью, можно уменьшить, если эмаль наносить на маленькие плоскости, т.е. расчленить поверхность металла на ячейки и выемки. Идеальным способом будет покрытие литой поверхности тугоплавкой белой эмалью, смешанной с трагантом, которая наносится на поверхность слой за слоем кисточкой или шпателем. Ни в коем случае нельзя выглаживать отливку чеканом, так как при этом сцепление эмали с металлом будет сильно ослаблено. Следует использовать шероховатость поверхности отливки и по возможности усилить ее обработкой штихелем.
Пластика из металлической проволоки. Металлический стержень выгибают для получения каркаса, а затем обматывают проволокой, добиваясь заданной формы. Стержень может быть изготовлен из меди. Проволочный каркас эмалируют так же, как и литую фигурку: покрывают тугоплавкой белой эмалью, обжигают. Таким образом наращивают слой за слоем до тех пор, пока не будет достигнута необходимая толщина. Затем наносят цветные эмали и осторожно обжигают. У такой пластики, выполненной из проволоки, можно не опасаться скалывания эмали, так как возникающие напряжения в системе металл — эмаль минимальны.
Пластика из листового металла. Металлическое основание изделия можно получить выколоткой из листа, для чего заготовку насаживают либо на круглую болванку в виде сосуда, либо составляют из двух выколоченных половин. Полученную форму составляют таким образом, чтобы у основания по возможности оставалось отверстие, через которое можно покрыть внутреннюю поверхность контрэмалью. Если такой возможности нет, то наружную поверхность покрывают только такими эмалями, которые хорошо сцепляются с металлом и обладают небольшой чувствительностью к напряжениям. Пластика, полученная выколоткой, подобна выколоченному металлическому сосуду и эмалируется аналогично (см. Нанесение контрэмали в полые изделия).