Эпоха Возрождения (Ренессанс) достигла своего апогея на экономической основе зарождающихся капиталистических отношений. Особенно большое развитие она получила во всех областях кустарных ремесел, а также в искусстве и науке. Культура Возрождения выражала идеологию зарождавшейся прогрессивной буржуазии, которая была ориентирована преимущественно на земное, антифеодальное и антитеологическое.
В Германии наблюдались глубокие социальные сдвиги, которые вылились в Реформацию и Крестьянскую войну 1524—1525 гг. и нашли отражение в культуре Возрождения. В то время как в немецком изобразительном искусстве отчетливо угадывается итальянское влияние, развитие ювелирного искусства происходит самостоятельно.
Наряду с Мюнхеном, Зальцбургом, Прагой и Веной в XVI в. центрами ювелирного дела стали Нюрнберг и Аугсбург. Славе этих городов еще больше способствовало распространение «Ornamentstiche» — образцов орнаментов для различных видов ремесел нюрнбергских и аугсбургских мастеров.
Когда во второй половине XV в. буржуазия немецких городов достаточно окрепла, вместе с чувством собственного достоинства у купцов и ремесленников появилась и потребность подчеркнуть свое общественное положение роскошной одеждой и дорогими украшениями. Золотые цепи, украшения для волос и шляп, браслеты, кольца, пуговицы — все виды украшений использовались в полной мере, но самым популярным был медальон.
По сравнению с образцами искусства готики бросается в глаза живая пестрота оформления украшений. На относительно небольшой площади преобладает перенасыщенный орнамент, частично покрытый эмалью, с включениями цветных камней и жемчуга, рельефных фигурок из эмали. Доминирующей техникой эмалирования стала объемная рельефная эмаль (Использование эмали в мелкой пластике). В начале XV в. в Бургундии и Нижненемецкой области наиболее значительные работы были выполнены именно в этой технике.
Наиболее распространенным мотивом был святой Георгий, победа которого над драконом воспринималась как символ триумфа христианства над язычеством. Интересно сравнить, как воплощен этот мотив в произведениях позднего Возрождения и барокко. Эффект эмали еще более усиливается благодаря включению цветных камней и жемчуга в общую композицию.
В XVII в. осуществляется постепенный переход к барокко, восхвалению в искусстве абсолютизма и контрреформации как идеологии господства и пышного расцвета феодализма. С этой точки зрения произведения Иоганна Мельхиора Динглингера (1655—1731 гг.), придворного ювелира Августа Сильного, и его братьев Георга Фридриха (эмальера) и Георга Кристофа (ювелира) являются вершиной ювелирного и эмальерного искусства барокко.
Выдающийся пример виртуозного овладения техникой объемной рельефной эмали—настольное украшение с изображением двора в Дели в день рождения Великого Могола работы Юргена Зейба и братьев Динглингер. На площади 1 м2 изображена процессия представителей всех областей государства, которые собрались во дворце, чтобы подарками доказать свою преданность господину. С большим художественным и техническим совершенством выполнена из драгоценного металла и щедро расцвечена сотнями драгоценных камней и различными эмалями вся сцена торжества. Часть изделия, показанная на рис. 86, дает об этом довольно полное представление.
В течение трех столетий до появления роккоко сохранялась мода на ювелирные изделия, украшенные объемной цветной эмалью, однако наряду с этой тончайшей техникой применялись и другие приемы эмалирования. Так, эфес меча в японском стиле работы Динглингера сплошь покрыт изумрудно-зеленой эмалью в стиле ранней готической эмали по серебру. У рапиры, изготовленной в Испании, богатый, очень пластично исполненный орнамент подчеркивает наплавленная эмаль.