Эмалирование.Ру

Техника нанесения эмали

Перегородчатая эмаль

Подложка. При работе с перегородчатой эмалью нежелательно помещать в обжиговую печь все изделие. Всегда проще отдельно обрабатывать эмалевую пластину и затем крепить ее, как камень. Это безопаснее и дешевле, так как позволяет избежать деформирования рамки или растрескивания слоев. Кроме того, для рамок можно использовать более твердые сплавы, а несложные по форме предметы обжигать целиком.

Окантовка пластины. Наплавлять эмаль непосредственно на плоскую подложку без окантовки нельзя, так как покрытие по краям всегда тоньше и из-за этого поверхность эмали по краю кажется неровной. Чтобы поверхность эмалевой пластины до края могла быть гладко отшлифована, необходима, как упоминалось у Теофилуса, рамка. Сначала следует отрихтовать подложку, толщина которой составляет обычно в зависимости от размеров поверхности 0,2 — 0,8 мм. Чтобы воспрепятствовать деформации пластины, ее необходимо слегка выгнуть, т.е. придать выпуклую форму. Вокруг пластины укладывают рамку из плоской четырехгранной проволоки, которая должна выступать над поверхностью соответственно высоте перегородки, а вниз в соответствии с толщиной контрэмали, т.е. примерно в соотношении 3/5 сверху и 2/5 внизу. Эта плоская проволока должна быть немного толще, чем перегородки. Чтобы зафиксировать пластину при впаивании, между рамкой и пластиной втыкают несколько щепок. При пайке можно подложить плиту из стали или асбеста подходящей толщины, чтобы обеспечить правильное положение. При окантовке больших пластин лучше припаять рамку из четырехгранной проволоки отдельно на лицевую и оборотную стороны так, чтобы они образовали цельный законченный наружный кант.

Правка перегородок. Перегородки нарезают из узких листовых полос, как это описывает Теофилус, но этот способ довольно трудоемкий. Гораздо чаще перегородки изготавливают из проволоки. В вальцах проволоку прокатывают до необходимой толщины, затем протягивают ее через квадратный фильер. При отсутствии четырехгранного цайзена проволоку можно протянуть сначала через круглый цайзен и затем сплющить прокаткой. Небольшое закругление узких сторон перегородки практического значения не имеет. Невозможно дать какие-либо рекомендации относительно поперечного сечения перегородок. Высота перегородки зависит от толщины эмалевого слоя, а ширина—от изящества рисунка. Максимальная ширина перегородки может достигать 0,15 мм, высота — 0,6 мм. Готовую отрихтованую плоскую проволоку отжигают, протравливают и крацуют.

Гибка перегородок. Так как в большинстве случаев речь идет о небольших орнаментах, то длина перегородок достигает 115 мм. В этом случае для гибки используются щипцы. Кроме того, набор инструментов включает: плоскогубцы, острые плоскогубцы, круглогубцы, кусачки, а также щипцы для мелких работ и пинцеты.

В соответствии с рисунком выгибают проволоку; для сравнения перегородку каждый раз прикладывают к рисунку. Два одинаковых или симметричных мотива можно выгибать одновременно, предварительно сложив перегородки. Если изготавливают большой орнамент, то перегородки связывают с основой биндером, чтобы они не смещались. Кусачками выпрямляют загнутые части. Готовые орнаменты из проволоки рихтуют и выравнивают на наковальне.

При создании эскиза для перегородчатой эмали следует учитывать, что мелкие детали плохо фиксируются на подложке; слишком длинные прямые перегородки при высокой температуре деформируются и изгибаются. Следует соединять две прямые под углом или прямую изогнуть в дугу, либо придать ей U-образную форму. Если две линии на рисунке пересекаются или перекрещиваются, перегородки следует либо до половины срезать и вставить друг в друга, либо место пересечения изобразить с помощью установленных друг против друга угольников.

У классических перегородчатых эмалей перегородки устанавливались так, чтобы они всегда составляли закрытую ячейку, которую заполняли чаще всего эмалью только одного цвета. Этот принцип соблюдали в византийских и европейских работах эпохи средневековья. Византийские эмальеры обладали тонким вкусом и умело использовали выразительные возможности данной техники , представление о которых дают изображения, выполненные с помощью перегородок. Такие лаконичные и выразительные изображения и сегодня служат образцом художественного вкуса. Однако не следует копировать работы старых мастеров. Учитывая направления современного искусства и используя современные технические возможности, необходимо развивать и совершенствовать технику перегородчатой эмали.

Хотя теперь можно наплавлять непрозрачные эмали рядом без перегородок, сохраняя четкие границы, но, как и в давние времена, четкие контуры изогнутых перегородок используют в качестве специфического изобразительного средства техники эмалирования. Новым является то, что одну ячейку можно заполнить эмалями нескольких цветов или цветовых оттенков, как это показано на рисунке. Изображение будет мягче, если использовать переходы и промежуточные тона. При этом перегородка служит в рисунке определенным изобразительным контуром. Можно пойти дальше: использовать перегородки только для наиболее важных деталей изображения, а другие детали выполнить в технике живописной эмали. Контуры перегородок на одноцветной эмали создают эффект чисто графического изображения.


Крепление перегородок. В соответствии с рисунком перегородки накладывают на подложку и припаивают так, как описывал еще Теофилус. Перед пайкой пластину очищают. Затем чертилкой наносят рисунок, покрывают всю поверхность паяльным флюсом, накладывают подготовленные перегородки и производят пайку перегородок. Затем укладывают следующую серию перегородок и вновь припаивают и так до тех пор, пока не будет заполнена вся пластина. Так как флюс выдерживает до 10 паек, отпадает необходимость в промежуточном травлении. Процарапанный рисунок остается видимым под флюсом, а перегородки удерживаются прочно, без смещений.
Тонкие перегородки гораздо быстрее поглощают теплоту, чем подложка, поэтому следует позаботиться о равномерном разогреве всего изделия. Нельзя паять ровную плоскую пластину на древесном угле или на плоской асбестовой плите. Перегородки в этом случае окислятся раньше, чем подложка достигнет температуры пайки. Для пайки таких изделий подходит подставка с U-образными бугелями из никелевой проволоки. Бугели должны выступать примерно на 10 мм над поверхностью основания подставки. Они образуют ровную опорную поверхность, на которую укладывают металлическую пластину. Мягким паяльным пламенем можно подогревать пластину снизу. При этом благодаря подставке уменьшается теплоотдача.
При напайке перегородок нужно использовать минимальное количество припоя, так как перегородки не обязательно должны быть припаяны полностью, достаточно того, чтобы они слегка соединились с основой. Предпосылкой успеха служит хорошая подгонка перегородок. Избыток припоя весьма нежелателен, так как припои содержат медь, цинк и кадмий, а эти добавки влияют на цвет эмали и образуют под ней черные пятна. При эмалировании избыток припоя поднимается по перегородкам и покрывает их толстым слоем. После обжига такие перегородки приходится зачищать шабером. Тонкие перегородки при избытке припоя растворяются в нем. При точной дозировке припоя можно применять обычный средний припой и тем самым значительно облегчить себе работу. Чистое серебро можно паять припоем 800-й пробы или тугоплавким эмалевым припоем, но при этом может случиться, что он растечется по всей поверхности подложки и испортит чистое серебро. Все плохо подогнанные стыки, например на раме, припоем только размываются, а при эмалировании расходятся еще больше, кроме того, металл под припоем корродирует.
После травления перегородки подправляют щипцами. Если наносят непрозрачную эмаль, то достаточно удалить только наиболее грубые остатки припоя с основания металлической пластины. При использовании прозрачных эмалей подложку необходимо обработать штихелем. Кроме того, следует тщательно удалить все остатки припоя, так как под эмалью могут образоваться черные пятна.
При изготовлении несложных мотивов совершенно не обязательно напаивать перегородки: сцепления их с наплавленной эмалью вполне достаточно для того, чтобы их прочно и надежно закрепить. Перегородки необходимо установить на подложку и заполнить ячейки эмалью. Конечно, перегородки легко смещаются, и эмаль следует наносить с особой осторожностью. Иногда, если хотят обойтись без пайки, приклеивают перегородки на подложку трагантом. На стеклянную пластинку наносят несколько капель траганта, слегка смачивают им перегородку, придерживая ее пинцетом. Затем перегородку устанавливают на подложку. Если подложка покрыта серебряной фольгой, то это единственный способ закрепить перегородки.
При покрытии металлической поверхности фондоном, как это часто практикуется на меди, хорошо зарекомендовал себя следующий способ: на пластину наносят тонкий сплошной кроющий слой фондона и обжигают. Рисунок можно выцарапать на металле заранее. Он будет просвечивать сквозь прозрачную эмаль. Перегородки, смоченные небольшим количеством траганта, устанавливают по рисунку на фондон. После того как клей хорошо просохнет, пластину помещают в печь, и перегородки погружают в размягченный фондон.

Пластину вынимают из печи. Пинцетом немного выправляют перегородки, вдавив их в еще не остывшую мягкую грунтовую эмаль. Этот рациональный и надежный способ особенно часто используют для больших медных пластин. Перегородки быстро и надежно фиксируются.

Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question


Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

     

  

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email. При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д., а также подписку на новые комментарии.

(обязательно)