Имеются два основных способа нанесения эмали на подложку: «сухой» — эмаль напыляется в виде порошка — и «мокрый» — эмаль наносится в виде шликера.
В большинстве случаев не удается закончить эмалирование нанесением только одного слоя, поэтому следует различать: нанесение грунта, т.е. нанесение грунтовой эмали на металлическую подложку, и дополнительное нанесение эмали, т.е. наложение последующих одно- или многоцветных слоев эмали.
Нанесение грунта имеет решающее значение для всей работы. Независимо от выбранного метода эмалирования металл при грунтовании должен быть покрыт сплошным тонким слоем эмали. Это достигается лучше всего при нанесении эмали тонкого помола. Крупнозернистая эмаль при спекании стягивается так, что после заключительного обжига подложка может остаться местами непокрытой. При использовании мелкозернистой эмали, если она наносилась напылением слишком тонкого слоя, могут образоваться поры и непокрытые края.
При напылении недостаточно, чтобы металлическая поверхность исчезла под эмалевым порошком. Его необходимо нанести столько, чтобы после обжига образовалась связанная глазурованная поверхность. Особенно часто дефекты появляются на краевой зоне заготовки, так как крупные частицы эмали отскакивают с краев при нанесении и обжиге. Такие пороки особенно трудно исправить на заготовках из меди и эмалировочного томпака. На непокрытых эмалью местах образуется твердая черная окись меди, которая перед последующим нанесением эмали должна быть обязательно удалена. Окислы меди могут быть удалены травлением в кислоте. В том случае, если эмаль нестойка к травильным растворам, черные обожженные края должны быть сошлифованы; поры следует зачистить шабером или штихелем. И если при использовании непрозрачных эмалей на очищенные места можно осторожно нанести эмаль, то при использовании прозрачных эмалей в большинстве случаев всю работу приходится переделывать заново.
Нельзя наносить грунтовую эмаль слишком толстым слоем, так как при высыхании она может отвалиться, а при обжиге отскочить, обнажив подложку. Прозрачные эмали, нанесенные слишком толстым слоем, после обжига становятся мутными, пятнистыми и неровными. Кроме того, прозрачные эмали могут иметь различную степень яркости в зависимости от толщины слоя. Требуется некоторый навык, чтобы найти оптимальную толщину слоя и добиться равномерной толщины по всей поверхности.
Обычно одноразового нанесения эмали недостаточно, так как слой эмали получается слишком тонким. Кроме того, в результате оплавления наложенных друг на друга нескольких (часто разных цветов) слоев эмали образуются специфические цветовые эффекты за счет взаимного проникновения слоев эмали. Это нельзя представлять себе так, как будто две пластины цветного стекла наклеены одна на другую. Сложный процесс диффузии порождает часто совершенно удивительные эффекты, которые зависят не только от выбора эмалей, но также и от толщины слоя, температуры и продолжительности обжига и т.д.