Когда и где впервые было осуществлено эмалирование, т.е. цветное стекло в расплавленном состоянии было соединено с металлом, точно ответить невозможно. Хиггинс при описании греческих и римских украшений упоминает о наиболее ранних известных работах с эмалью. Например, в Микенах (Греция) были найдены металлические предметы с впаянными пластинками стекла, окрашенными в синий цвет, изготовленные между 1425 и 1300 гг. до н. э. Эти предметы можно считать древнейшими из известных находок.
На о. Кипр были найдены две подвески в форме цветка, выполненные в технике филигранной эмали, изготовленные приблизительно в XIV в. до н. э. В форме и технике исполнения отчетливо обнаруживается египетское влияние. В Куриуме (Кипр) в одном из захоронений XII в. до н. э. обнаружили золотой скипетр, увенчанный шаром, на котором выполнены две фигуры орлов. Шар и орлы частично покрыты лиловой, зеленой и белой выемчатой эмалью.
В Азербайджанской ССР была найдена диадема с розетками, листьями и цветами, украшенными филигранной эмалью (VII в. до н. э.).
С первой половины VI в. до н. э. греческие украшения покрывали белой, темно-синей, темно-зеленой и бледно-бирюзовой филигранной эмалью.
Как в Этрурии, так и в южной части СССР были найдены подобные украшения V—IV в. до н. э. с типично эллинскими орнаментами, которые позволяют судить о греческом влиянии на развитие художественных промыслов.
Из III в.до н. э. дошли до нас небольшие в виде капли подвески из металла, сплошь покрытые эмалью. Вероятно, их погружали в расплавленное цветное стекло.
Несмотря на отрывочные сведения, можно утверждать, что в восточном Средиземноморье уже в I тысячелетии до н. э. наплавляли стекло на металл и что греческие (а позднее и этрусские) украшения декорировались цветной эмалью. Несмотря на то, что эти первые попытки соответствовали по техническим признакам эмалированию, все же, если рассматривать их с художественной точки зрения, они являются лишь формой полихромного обогащения металлического украшения, инкрустированного шлифованными пластинками драгоценных камней, керамики, смальты или стекла, наклеенными в выемки или между напаянными из проволоки перегородками.
Переход от инкрустации к эмали мог произойти там, где были достаточно широко развиты технические предпосылки для металлообработки и изготовления легкоплавких стекол. Требовалось лишь положить кусочки стекла или немного порошка стекла на металл и расплавить, как это давно практиковалось при глазуровании глины.
Интересной находкой явились предметы, обнаруженные в микенской мастерской во дворце в Фивах (XIV в. до н. э.), в которой наряду с золотом обрабатывалось и стекло. Местами они сильно повреждены и поэтому довольно трудно установить, был ли действительно расплавлен на изделии порошок стекла, впрессованы предварительно разогретые куски стекла или приклеены вырезанные стеклянные пластинки.
Если искать истоки эмалирования, то речь должна идти не о первом кусочке стекла, наплавленном на металл, а о массовом изготовлении изделий из металла в соединении с цветным стеклом. В этом отношении было бы совершенно справедливо подробнее рассмотреть древнеегипетские вставки из поделочных камней.