Как бы ни была велика предлагаемая цветовая гамма эмалей, ее всегда не хватает. Палитру эмалей хотелось бы увеличить смешиванием эмалей разных цветов, подобно тому как смешивают по хроматическому кругу пигментные краски и получают всевозможные оттенки нескольких основных цветов. С эмалями это сделать невозможно.
Сначала смешивают эмалевые порошки различных цветовых оттенков, а затем обжигают и чаще всего не один, а несколько раз. Размягченные эмалевые частицы сплавляются, однако результат трудно предугадать, в итоге образуется новая эмаль с новыми свойствами и новой окраской. Свойства полученной эмали ни в коем случае не определяются свойствами составляющих компонентов.
Желая получить эмаль с заданными химическими и физическими свойствами, не следует руководствоваться свойствами исходных эмалей. Но иногда можно попытаться получить промежуточные тона или осветлить цветовой тон добавкой бесцветной эмали. С помощью пробных пластин можно оценить результаты экспериментов, а терпеливый труд поможет сделать правильный выбор исходных компонентов.
Для полного соединения расколотые куски эмалей помещают в ступку и растирают вместе для того, чтобы по возможности максимально их перемешать и гомогенизировать. При смешивании прозрачных эмалей после обжига образуется обычно однородно окрашенная эмаль, оттенок которой, правда, не всегда соответствует ожидаемому. При смешивании непрозрачных или прозрачных эмалей с непрозрачными часто получают «эффект перца и соли», т.е. различные красящие компоненты сплавляются друг с другом не растворяясь.
Другой способ получения нового цвета эмали состоит в том, что насеивают один на другой эмалевые порошки различных цветов, а затем вместе обжигают. Различные эмали при обжиге взаимодействуют друг с другом, что дает интересные цветовые структуры. Причем цвет эмали и его интенсивность зависят от продолжительности и температуры обжига. Достоинство этого способа заключается в том, что исключаются случайные эффекты, как это часто бывает при эмалировании, образующийся цветовой рисунок отвечает художественным замыслам .
Разновидностью этого способа являются последовательное нанесение нескольких слоев эмали друг на друга и промежуточный обжиг. Грунтовая эмаль может быть как прозрачной, так и непрозрачной, но накладываемые цветовые слои должны быть прозрачными. В отличие от масляной живописи, где могут накладываться друг на друга от 30 до 40 тончайших цветовых слоев, эмалевое покрытие может быть только двух - или трехслойным, так как цветовые слои здесь значительно толще. В техническом отношении этот способ несложен: металлическую пластину посыпают грунтовой эмалью и обжигают. На этот первый слой эмали насеивается верхний кроющий слой и опять обжигается. При этом довольно сложно предугадать цветовой эффект. Поэтому, прежде чем покрывать все изделие, необходимо изготовить пробный образец. И все-таки это не дает абсолютной уверенности в том, что результат, полученный при обжиге пробного образца, повторится при обжиге изделия, так как конкретные условия обжига играют решающую роль.
Повторным обжигом можно углубить светлый тон, но наоборот — никогда! Поэтому эмали светлых тонов следует наносить в качестве нижних слоев. Следует учитывать тот факт, что общий цветовой тон обожженных эмалей не может быть таким, как при наложении друг на друга двух тонких пластинок цветного стекла, так как эмали при обжиге оказывают обоюдное влияние друг на друга в процессе диффузии и химического взаимодействия.