Эмалирование.Ру

Техника нанесения эмали

Средневековая перегородчатая эмаль

В начале XII в. монах Теофилус в своем трактате «Schedula deversarum artium» («Заметки о различных искусствах») описал приемы художественной обработки металла. Известно лишь имя автора, неизвестно, где он жил и был ли он сам художником-ювелиром. Утверждение некоторых исследователей, будто Теофилус и Роджер фон Хельменсхаузен — одно и то же лицо, не подтверждается. Книга была задумана как практическое руководство в работе ювелира. Очевидно, автор описал основные приемы, принятые в кустарном производстве того времени, поскольку из характера изложения следует, что упоминаемые им инструменты, оборудование, типы печей, виды изделий должны быть хорошо знакомы читателю.

В соответствии с традициями того времени книга написана на латинском языке, из-за чего текст труден для понимания. Несмотря на это она имеет для нас неоценимое значение, потому что этот старейший учебник прикладного искусства дает не только единственный в своем роде обзор приемов работ средневековых ювелиров, но также содержит подробное описание техники перегородчатая эмали. Ниже будут приведены некоторые наиболее важные части текста, а свободный перевод с использованием современной технической терминологии облегчит понимание латинского текста.

В книге 3 в главе 53 Теофилус пишет «Об эмали» («de electro»), а в главе 54 — «О полировании эмали» («de poliendo e!ectro»). При этом он касается только пользовавшихся спросом в те времена декоративных пластинок с цветной перегородчатой эмалью, которые часто применялись для украшения церковной утвари.

Он описывает способ на примере изготовления конкретного изделия — чаши с припаянными ручками. (Теофилус очевидно предполагал, что такой предмет знаком каждому ювелиру.) Стенка сосуда отделана золотой полоской, на которой располагаются, чередуясь, камень с четырьмя жемчужинами и пластинка с перегородчатой эмалью. На золотую полоску для крепления камней и пластинок с эмалью припаяны domunculi (домики), т.е. так называемые кастовые оправы.

Описание начинается с подготовки эмалевой пластины: «Затем приготовь для всех оправ, в которые должна помещаться эмаль, отдельные тонкие листы золота, подгони их и отложи в сторону. Затем нарежь узкие полоски из более толстого листа золота и загни их по ребру пластинки, причем каждую пластинку дважды, так чтобы между этими перегородками оставалось пространство, которое называется рамкой для эмали».

Основание пластинки с рамкой подготовлено и можно начинать гибку и напаивание перегородок. «Нарежь одинакового размера узкие полоски из как можно более тонкого листа золота. Из них выгибай тонкими щипцами изображение, которое ты хочешь эмалировать: окружности, узелки, завитки, птиц, животных или портреты. Располагай детали точно и тщательно, каждую на свое место и фиксируй их мокрой мукой (клейстером) над угольным пламенем. Когда одна деталь выполнена, припаяй ее с большой осторожностью, чтобы изящная тонкая работа не была повреждена или тонкое золото не расплавилось бы. Так проделай от двух до трех раз, пока все детали не припаяются».

Затем Теофилус переходит к подготовке шихты и опробованию эмалей путем обжига. «После того как таким способом пластины подготовлены к эмалированию, возьми все эмали, которые ты хочешь использовать, и отколи от отдельных кусков по пробе, положи все куски на лист меди, отнеси их в огонь, положи угли вокруг и сверху, раздувай прилежно и наблюдай, чтобы они равномерно плавились. Если это удалось, тогда используй все. Если один кусок будет тверже, отложи его в сторону. Возьми куски опробованной эмали, внеси их по отдельности в огонь и, как только они раскалятся, брось их в наполненный водой медный сосуд. Они тотчас же расколются на мелкие кусочки, которые ты разотри тонко пестиком, промой, положи в чистую фарфоровую чашку и накрой салфеткой. Таким образом ты должен поступать с каждой эмалью. Теперь размолотой эмалью можно заполнять ячейки. Если все сделано, возьми подготовленную золотую пластинку, закрепи ее на ровной доске в двух местах воском, возьми гусиное перо, срезанное остро, как для письма, только с более длинным концом и без щели. Им возьми любую размолотую эмалевую краску, которая должна быть влажной, и длинной тонкой медной палочкой с заостренным концом осторожно сними эмаль с кончика пера и заполняй орнаменты, какие хочешь, и столько, сколько сможешь».

Далее Теофилус приводит описание обжига: по сути дела обжиг производился на открытом огне. Железный защитный колокол должен был задерживать частицы угля и пепла (позднее появилась муфельная печь, которую было легче обслуживать: не нужно было сгребать горящие угли и опять отодвигать их). Именно приспособления для пайки и обжига претерпели наибольшие изменения со времен Теофилуса. «Лишнюю эмаль положи назад в сосуд и закрой его. Так делай со всеми эмалями, пока одна деталь не будет заполнена. Удали воск, которым она была закреплена, поставь рабочий образец на тонкий железный лист с короткой ручкой и покрой другим листом железа, который сделан в форме колокола. Повсюду он должен иметь маленькие конусообразные отверстия, чтобы удерживался пепел, если он случайно упадет. Колокол пусть имеет наверху в середине маленькое кольцо, за которое его можно поднимать и опускать. Если это сделано, сгреби большие длинные угли, которые посади в пламя. Между ними освободи площадь и выравняй ее деревянным молотком. С помощью щипцов туда помещается железная решетка. Если ты осторожно установил ее, вокруг, сверху и со всех сторон положил углей, то возьми кузнечные мехи обеими руками и обдувай со всех сторон, чтобы угли равномерно горели. Используй также перо гуся или другой крупной птицы, которое крепится на палке; обмахивай и обдувай угли со всех сторон, пока не увидишь, что все отверстия железного колокола, начиная с середины, изнутри дошли до белого каления. Тогда прекрати дуть. Подождав примерно полчаса, открывай понемногу, пока все угли не сгорят- Подожди еще немного, пока отверстия колокола не станут внутри черными. Теперь за ручку подними железную решетку, которой покрыт колокол, и отнеси в угол за печку, где она остынет. Когда откроешь, вынь эмалевую пластину, вымой ее, заполни ячейки снова и плавь, как прежде. Так поступай до тех пор, пока ячейки всюду не будут равномерно заполнены. Таким же способом выполняй остальные части».
Эмалевую пластинку шлифовали на песчанике с добавлением воды, уложив в слой воска толщиной с большой палец (так легче удерживать ее в руке), пока не становились полностью видимыми перегородки. Затем керамический черепок, увлажненный слюной, размалывали на оселке, и эта кашица служила мелкозернистым шлифовальным средством. Эмалевую пластину полировали с добавлением этого самодельного шлифовального средства на ровной свинцовой пластине, потом на козлиной коже. Отполированная поверхность должна была быть такого качества, «что если одна часть пластины была бы мокрой, а другая сухой, то никто не мог бы отличить это».

Комментариев: 2 RSS

1 evple 13-07-2009 20:33

Далее Теофилус приводит описание обжига: по сути дела обжиг производился..... А текст до конца?

2 admin 13-07-2009 20:45

Добавлено.

Спасибо за замечание.

Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question


Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

     

  

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email. При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д., а также подписку на новые комментарии.

Выберите человечка с поднятой рукой!

При нажатии на картинку, Ваш комментарий будет добавлен.