В начале XII в. монах Теофилус в своем трактате «Schedula deversarum artium» («Заметки о различных искусствах») описал приемы художественной обработки металла. Известно лишь имя автора, неизвестно, где он жил и был ли он сам художником-ювелиром. Утверждение некоторых исследователей, будто Теофилус и Роджер фон Хельменсхаузен — одно и то же лицо, не подтверждается. Книга была задумана как практическое руководство в работе ювелира. Очевидно, автор описал основные приемы, принятые в кустарном производстве того времени, поскольку из характера изложения следует, что упоминаемые им инструменты, оборудование, типы печей, виды изделий должны быть хорошо знакомы читателю.
В соответствии с традициями того времени книга написана на латинском языке, из-за чего текст труден для понимания. Несмотря на это она имеет для нас неоценимое значение, потому что этот старейший учебник прикладного искусства дает не только единственный в своем роде обзор приемов работ средневековых ювелиров, но также содержит подробное описание техники перегородчатая эмали. Ниже будут приведены некоторые наиболее важные части текста, а свободный перевод с использованием современной технической терминологии облегчит понимание латинского текста.
В книге 3 в главе 53 Теофилус пишет «Об эмали» («de electro»), а в главе 54 — «О полировании эмали» («de poliendo e!ectro»). При этом он касается только пользовавшихся спросом в те времена декоративных пластинок с цветной перегородчатой эмалью, которые часто применялись для украшения церковной утвари.
Он описывает способ на примере изготовления конкретного изделия — чаши с припаянными ручками. (Теофилус очевидно предполагал, что такой предмет знаком каждому ювелиру.) Стенка сосуда отделана золотой полоской, на которой располагаются, чередуясь, камень с четырьмя жемчужинами и пластинка с перегородчатой эмалью. На золотую полоску для крепления камней и пластинок с эмалью припаяны domunculi (домики), т.е. так называемые кастовые оправы.
Описание начинается с подготовки эмалевой пластины: «Затем приготовь для всех оправ, в которые должна помещаться эмаль, отдельные тонкие листы золота, подгони их и отложи в сторону. Затем нарежь узкие полоски из более толстого листа золота и загни их по ребру пластинки, причем каждую пластинку дважды, так чтобы между этими перегородками оставалось пространство, которое называется рамкой для эмали».
Основание пластинки с рамкой подготовлено и можно начинать гибку и напаивание перегородок. «Нарежь одинакового размера узкие полоски из как можно более тонкого листа золота. Из них выгибай тонкими щипцами изображение, которое ты хочешь эмалировать: окружности, узелки, завитки, птиц, животных или портреты. Располагай детали точно и тщательно, каждую на свое место и фиксируй их мокрой мукой (клейстером) над угольным пламенем. Когда одна деталь выполнена, припаяй ее с большой осторожностью, чтобы изящная тонкая работа не была повреждена или тонкое золото не расплавилось бы. Так проделай от двух до трех раз, пока все детали не припаяются».
Затем Теофилус переходит к подготовке шихты и опробованию эмалей путем обжига. «После того как таким способом пластины подготовлены к эмалированию, возьми все эмали, которые ты хочешь использовать, и отколи от отдельных кусков по пробе, положи все куски на лист меди, отнеси их в огонь, положи угли вокруг и сверху, раздувай прилежно и наблюдай, чтобы они равномерно плавились. Если это удалось, тогда используй все. Если один кусок будет тверже, отложи его в сторону. Возьми куски опробованной эмали, внеси их по отдельности в огонь и, как только они раскалятся, брось их в наполненный водой медный сосуд. Они тотчас же расколются на мелкие кусочки, которые ты разотри тонко пестиком, промой, положи в чистую фарфоровую чашку и накрой салфеткой. Таким образом ты должен поступать с каждой эмалью. Теперь размолотой эмалью можно заполнять ячейки. Если все сделано, возьми подготовленную золотую пластинку, закрепи ее на ровной доске в двух местах воском, возьми гусиное перо, срезанное остро, как для письма, только с более длинным концом и без щели. Им возьми любую размолотую эмалевую краску, которая должна быть влажной, и длинной тонкой медной палочкой с заостренным концом осторожно сними эмаль с кончика пера и заполняй орнаменты, какие хочешь, и столько, сколько сможешь».
Далее Теофилус приводит описание обжига: по сути дела обжиг производился на открытом огне. Железный защитный колокол должен был задерживать частицы угля и пепла (позднее появилась муфельная печь, которую было легче обслуживать: не нужно было сгребать горящие угли и опять отодвигать их). Именно приспособления для пайки и обжига претерпели наибольшие изменения со времен Теофилуса. «Лишнюю эмаль положи назад в сосуд и закрой его. Так делай со всеми эмалями, пока одна деталь не будет заполнена. Удали воск, которым она была закреплена, поставь рабочий образец на тонкий железный лист с короткой ручкой и покрой другим листом железа, который сделан в форме колокола. Повсюду он должен иметь маленькие конусообразные отверстия, чтобы удерживался пепел, если он случайно упадет. Колокол пусть имеет наверху в середине маленькое кольцо, за которое его можно поднимать и опускать. Если это сделано, сгреби большие длинные угли, которые посади в пламя. Между ними освободи площадь и выравняй ее деревянным молотком. С помощью щипцов туда помещается железная решетка. Если ты осторожно установил ее, вокруг, сверху и со всех сторон положил углей, то возьми кузнечные мехи обеими руками и обдувай со всех сторон, чтобы угли равномерно горели. Используй также перо гуся или другой крупной птицы, которое крепится на палке; обмахивай и обдувай угли со всех сторон, пока не увидишь, что все отверстия железного колокола, начиная с середины, изнутри дошли до белого каления. Тогда прекрати дуть. Подождав примерно полчаса, открывай понемногу, пока все угли не сгорят- Подожди еще немного, пока отверстия колокола не станут внутри черными. Теперь за ручку подними железную решетку, которой покрыт колокол, и отнеси в угол за печку, где она остынет. Когда откроешь, вынь эмалевую пластину, вымой ее, заполни ячейки снова и плавь, как прежде. Так поступай до тех пор, пока ячейки всюду не будут равномерно заполнены. Таким же способом выполняй остальные части».
Эмалевую пластинку шлифовали на песчанике с добавлением воды, уложив в слой воска толщиной с большой палец (так легче удерживать ее в руке), пока не становились полностью видимыми перегородки. Затем керамический черепок, увлажненный слюной, размалывали на оселке, и эта кашица служила мелкозернистым шлифовальным средством. Эмалевую пластину полировали с добавлением этого самодельного шлифовального средства на ровной свинцовой пластине, потом на козлиной коже. Отполированная поверхность должна была быть такого качества, «что если одна часть пластины была бы мокрой, а другая сухой, то никто не мог бы отличить это».
Комментариев: 2 RSS
1 evple 13-07-2009 20:33
Далее Теофилус приводит описание обжига: по сути дела обжиг производился..... А текст до конца?
2 admin 13-07-2009 20:45
Добавлено.
Спасибо за замечание.