Византийская перегородчатая эмаль

Пятница, 12 июня 2009 г.
Рубрика: Историческое развитие техники эмалирования
Подписаться на комментарии по RSS

Классическая история искусств рассматривает развитие эмали в связи с развитием культуры и искусства центрально-европейских стран. При этом принимается во внимание Средиземноморье, но только потому, что оттуда исходят корни развития европейского искусства. Однако полную картину истории развития эмали можно получить лишь с учетом развития искусства стран Азии и особенно Востока, так как с уверенностью можно сказать, что искусство Ирана (Персии), Индии и Китая, где до настоящего времени добиваются значительных успехов в области эмалирования, внесло определенный вклад в развитие этой технологии и оказало влияние на культуру Средиземноморья. Правда, прямых доказательств этого пока нет.

Развитие науки и техники обусловило появление в VIII в. очень быстро достигшей высочайшего совершенства византийской перегородчатой эмали, которую впервые использовали не как средство имитации камней, а как самостоятельный художественный прием вне связи с прошлым.

Классическими образцами эмалей считаются именно византийские, а не совершенно отличные по исполнению кельтско-римские выемчатые эмали, появившиеся на 500 лет раньше, и не египетские вставки камней по принципу перегородчатых эмалей, которые на тысячелетие старше. Определенная и наиболее тесная связь просматривается со вставками пластин из альмандина, которые изготовлялись на Ближнем Востоке (Немецкие вставки). Установлено, что Сирия в это время была важнейшим центром изготовления и обработки стекла. Там изготавливались бусы из жемчуга и маленькие сосуды (флакончики), расписанные эмалью.

Обработка драгоценных металлов получила в позднеантичной Византии высокое развитие. Появились технические предпосылки объединения стекла и металла. Расцвела невиданная до сих пор роскошь. Церкви и дворцы византийского государства, особенно в столице — Константинополе (теперь Стамбул), выкладывались золотой мозаикой. Такими же роскошными были священные сосуды, предметы интерьера и знаки отличия господствующих классов.

Таким образом, византийская эмаль развивалась в совершенно новом качестве — как изобразительное средство (Соединение выемчатой и перегородчатой эмалей). Строгие и торжественные иконы в динамичной последовательности и в великолепии золотого заднего плана совершенно удалены от земной действительности.

Уже во времена царствования Юстиниана (VI в.) существовали значительные работы в этой технике, но многие из них были уничтожены во время «иконоборчества» (с 726 по 843 гг.). Временем расцвета следует считать период до XII в. С переходом к схематичным изображениям в XIII в. начался общий упадок византийских эмалей. Художественное и техническое совершенство демонстрируют изделия.

Опыт Византии оказал решающее влияние на развитие техники эмалей в Европе в средние века. Однако мнение, что Византия была единственным и ведущим центром, откуда искусство эмалирования распространилось на периферии византийского мира, т.е. Грузию, Армению, Сербию, Киевскую Русь, давно устарело. В настоящее время, например в Тбилиси, находят богатые собрания грузинских работ с перегородчатыми эмалями, в которых просматривается влияние Византии, но которые являются национальными творениями. В начале X в. в Киевской Руси получила развитие оригинальная техника перегородчатой эмали.

Образцом восточной техники эмалирования является небольшое, покрытое с обеих сторон перегородчатой эмалью блюдо. Согласно надписи, оно принадлежало эмиру Давуду (1119— 1144 гг.), который имел резиденцию в верховьях Тигра. Здесь смешались элементы персидского, византийского стилей и стиля поздней античности. В середине блюда изображено вознесение Александра Великого, в маленьких медальонах — орлы и борющиеся животные, а в промежутках между ними — мотивы с орнаментами и фигурами. Только благодаря случаю сохранилось это уникальное блюдо, представляющее собой пример совершенства восточного искусства эмалирования, которое во всех отношениях не уступает византийскому.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru ya.ru rutvit.ru myspace.com Google Buzz technorati.com digg.com friendfeed.com pikabu.ru blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru memori.ru google.com bobrdobr.ru mister-wong.ru yahoo.com yandex.ru del.icio.us

Комментариев: 3

  1. 2009-12-21 в 02:50:40 | Аноним
    ]]>]]>

    спасибо за материалы. интересуюсь эмалированием, а по данному вопросу не так много книг. Спасибо большое.

  2. ]]>]]>

    хочу улучшить навыки эмалированных изделий

  3. 2011-03-23 в 22:44:13 | спасибо
    ]]>]]>

    сдаю экзамен по эмалированию, ваш сайт очень помог!

Оставьте комментарий!

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email. При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д., а также подписку на новые комментарии.

(обязательно)