Эмалирование.Ру

Техника нанесения эмали

Эмаль по резьбе, гравировке и чеканному рельефу

Среди прочих разновидностей выемчатой эмали особое развитие получила эмаль по резьбе, у которой яркость цвета зависит от глубины гравировки плоского рельефа.

В своем трактате «Trattati dell' Oreficeria e della Sculptura» («Трактат о ювелирном деле и скульптуре») Бенвенутто Челлини дает наглядное представление о подготовке металла основы для эмалирования:

«Сначала подготовь золотую или серебряную пластину необходимого размера и формы. Затем сделай смолу из лучшего греческого пека, тончайшей кирпичной пыли и воска и смажь этой смолой доску, которая в зависимости от размера твоего произведения может быть больше или меньше. Разогрей свою пластину, прижми ее плотно к смоле и прочерти циркулем вокруг рант шириной, равной лезвию ножа. Если это сделано, то углуби с большой осторожностью всю пластину на толщину эмали фляхштихелем. Теперь в этом углублении прорисовывай все, что хотел бы выгравировать, будь это фигура, животное или изображение с несколькими фигурами, а потом с возможно большей осторожностью гравируй в плоском рельефе глубиной примерно в 2 листа обычной бумаги. Этот плоский рельеф должен прорезаться тончайшими инструментами, особенно риски. В случае, если речь идет о фигурах, задрапированных в ткани, обращай внимание, чтобы тонкие одежды проявлялись посредством многочисленных складок... Следует с особой осторожностью отнестись к отделке, чтобы предотвратить растрескивание и отскакивание эмали после обжига и одновременно украсить свое произведение тончайшей гравировкой. Обрати внимание на то, что свое произведение не следует доводить чеканом или молотком, полагая, что плоский рельеф будет из-за этого красивее; наоборот — эмаль не схватывается или она выглядит тусклой и мутной. Во время гравировки прорезанное каждый раз затирается древесным углем ивы или орешника, смоченным водой или слюной пальцем, чтобы можно было лучше контролировать гравировку, потому что блеск линий, возникающий на металле от инструмента, мешает восприятию. Вследствие этого твоя работа становится довольно засаленной и грязной. Поэтому должен ты ее, как только она закончится, прокипятить в зольном щелоке, растворе золы дуба в воде. После того, как заготовка прокипит там четверть часа, вынь ее, положи в сосуд с чистой свежей водой и промой ее так, чтобы она очистилась от пыли».

Медь как материал для эмалирования указанным способом не применяют, так как прозрачные эмали на ней не проявляют своих качеств в полной мере. Чистое золото наиболее хорошо подходит, особенно когда применяют эмали красных тонов, но из-за дороговизны золото используют редко. Предпочтение отдают чистому серебру, отсюда термин—эмаль по серебряному рельефу.

При гравировке можно уверенно придерживаться указаний Челлини. Самые высокие точки рельефа должны оставаться примерно на 0,1 мм ниже поверхности эмали, т.е. высоты кромки, поэтому Челлини и рекомендует сначала углубить всю пластину внутри контура. Собственно мотив гравируют затем как плоский рельеф глубиной 0,3—0,5 мм в соответствии с предварительно нанесенным в этом углублении рисунком. Контур рисунка сначала проходят тонким резцом и далее при необходимости выбирают болштихелем. Шпицштихелем линии прорезают не очень тонко: узких и глубоких бороздок следует избегать.

К сожалению, эмаль слабо сцепляется с чистым серебром, а из-за различной толщины эмалевого слоя над рельефом напряжения в эмали возрастают. Поэтому на многих старых работах эмали сильно повреждены или заменены «холодной эмалью» и эмалевой краской. Для повышения адгезии эмали рекомендуется придать поверхности металла шероховатость и таким образом добиться дополнительного механического сцепления: можно, например, оживить задний план рельефа штриховкой или геометрическим гравированным орнаментом. Требование Челлини отказаться от обработки чеканкой, также объясняется тем, что при чеканке структура металла уплотняется, поверхность выглаживается и ослабевает сцепление эмали с металлом. Кроме того, в металле возникают напряжения между обработанными и необработанными поверхностями. Отгравированную пластинку нельзя подвергать термической обработке, так как блестящий рез при обжиге и травлении исчезает. Заготовку нужно только хорошо промыть и обезжирить, прежде чем наносить эмаль.

Можно либо покрыть однородной прозрачной эмалью все изображение, либо нанести на его отдельные части эмали различных цветов. При выборе цвета эмали следует помнить, что темные тона в этом случае не подходят, так как они скрывают рельеф; умеренные цветовые тона хорошо подходят, если при наплавлении на серебро они не меняются. Слишком светлые тона смотрятся поверхностыми и вялыми, так как рельеф слабо влияет на изменение цвета такой эмали. Прорезанный рельеф следует один или несколько раз покрыть прозрачной цветной эмалью. Эмаль наносится и обжигается до тех пор, пока не будет покрыт рельеф и выемки не будут полностью заполнены. После этого эмаль сошлифовывают до уровня канта и обжигают до блеска.

Мерой качества работы является абсолютная прозрачность эмали. Рельеф влияет на интенсивность цвета эмали; в углублениях цвет эмали темнее, насыщеннее, в то время как над ровными блестящими поверхностями эмаль ярче и прозрачнее. Игра светотеней достигается посредством моделирования рельефа, причем можно добиться мягких переходов, какие невозможно получить средствами живописи.

Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question


Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

     

  

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email. При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д., а также подписку на новые комментарии.

(обязательно)