С целью цветового обогащения дорогостоящих ювелирных изделий немецкие ювелиры (с IV по VII в.) применяли в качестве вставок цветные камни и цветное стекло, причем предпочтение отдавалось красному альмандину. Это была очень трудоемкая работа — получать из камня, более твердого, чем стекло или кварц, тонкие пластинки и точно подгонять их по размеру гнезд, образованных перегородками, расположенными в соответствии с орнаментом. При этом тонкие пластины альмандинов отполировывали настолько хорошо, что и сейчас отчетливо видна гофрировка подложенной золотой фольги.
Очевидно, камни в виде готовых, уже отполированных пластин привозили из Персии, так как трудно предположить, что в распоряжении немцев были подходящие абразивы для полирования твердых камней. Скорее всего они дорабатывали лишь контур, чтобы подогнать его к действительно сложным формам ячеек.
Особенно достойна внимания показанная на рис уникальная в своем роде прямоугольная плоская пряжка. Альмандины закреплены с зелеными пластинками стекла в сетке из золотых перегородок, но без основания! На оборотной стороне отчетливо видно, что стеклянные пластинки впаяны в рамки. Итак, здесь можно говорить уже о витражной эмали. Но идет ли речь об отечественной или завезенной работе, с большой уверенностью сказать трудно. Впрочем, настоящая эмаль встречается в форме простых небольшого размера пластинок с перегородчатой эмалью, применявшихся для отделки ювелирных украшений.
Так как известны лишь несколько примеров такого рода в очень богатом фонде находок времени великого переселения народов, то можно предполагать, что речь идет не о типичных работах. Желая проследить дальнейшую историю развития эмали, следует подробнее рассмотреть развитие искусства восточного Средиземноморья.