Эмалирование.Ру

Техника нанесения эмали

Средневековые перегородчатая и выемчатая эмали

При изучении истории развития среднеевропейских, в частности немецких, художественных работ с эмалью времен средневековья следует учитывать местные традиции, степень развития страны, внешеторговые связи.

Столетиями господствующая техника закрепления вставок альмандина обеспечила необходимые для перегородчатой эмали навыки обработки металла. Качество стекла совершенствуется в течение меровингско-каролингского времени настолько, что освоено изготовление нескольких наиболее употребляемых цветных эмалей. Традиции кельтских эмалей и провинциально-римских выемчатых эмалей все еще оказывают влияние. Известны факты, подтверждающие, что выемчатая эмаль на бронзе или меди сохранилась в Галлии по меньшей мере до средневековья, хотя и в грубой вульгарной форме в несложных изделиях массового производства.

Значительное развитие получило эмалирование в XII в. в Лиможе и в области Рейн — Маас. На искусство эмалирования Европы раннего средневековья большое влияние оказали восточные (сирийские) и особенно византийские эмали. Благодаря высокому качеству технического и художественного исполнения (особенно священных сосудов — основного предмета работы средневекового ювелира) влияние византийских эмалей по золоту было решающим. Использование импортируемых пластинок с эмалью для украшения сосудов и утвари и обретение собственного опыта работы в новой технике дало толчок развитию эмалирования, которое начало приобретать самостоятельное значение как вид искусства. Появилась собственная выразительная форма эмали как ювелирного оформления.

В IX—X вв. (время Оттонов) мастерские монастырей на Рейне и в Лотарингии образовали центры эмалирования по золоту, где выполнялись перегородчатые — по типу византийских — эмали. Предпочтение отдавалось маленьким украшенным орнаментом многоцветным пластинкам с перегородчатой эмалью, которые закреплялись, как драгоценные камни, на священной утвари. Лишь в исключительных случаях использовались образные мотивы, как например в пластине основания креста Матильды. В трактате монаха Теофилуса «Schedula diversarium artium» подробно и наглядно описан способ изготовления пластинок с перегородчатой эмалью (Средневековая перегородчатая эмаль).

Примером использования перегородчатой эмали в украшении может быть пряжка, исполненная в виде орла, так называемое «украшение Гизелы». Это украшение изготовлено приблизительно в конце X в. Голова, крылья и хвост орла выполнены в технике перегородчатой эмали. Венок декорирован драгоценными камнями.

С XII в. выемчатая эмаль получила признание как художественный метод украшения церковной утвари цветовыми образными и орнаментальными мотивами. Наиболее значительные мастерские находились на Рейне и Мозеле и во французском городе Лиможе. Возрастающая потребность в красивой и недорогой церковной утвари побуждала к использованию этой новой формы художественного оформления. В качестве подложки применялась обычно позолоченная медь. Вероятно, соображения экономической выгоды привели к переходу от оттоновской перегородчатой эмали на золоте к романской выемчатой эмали на меди.

Традиция кельтской выемчатой эмали на бронзе под влиянием византийской перегородчатой эмали вылилась в новую форму эмалирования. Примером этой техники служит алтарь, который, согласно надписи, изготовлен Николаусом Верденским и освящен в 1181 г. Вокруг фигур основной фон углублен и заполнен эмалью. Рисунок внутри фигур выгравирован и покрыт эмалью. Основные цвета — синий, зеленый и красный. Выполненный целиком из меди, алтарь был подвергнут золочению. Византийского влияния здесь не наблюдается.

В середине XII в. Лимож превратился в ведущий центр массового производства религиозной утвари с использованием различных видов выемчатой эмали и до XIV в. удерживал за собой это первенство. Появление массы кустарных изделий быстро привело к обесцениванию высокохудожественных работ, но произведения, созданные во времена расцвета, вполне можно сравнивать с лучшими изделиями области Рейн — Маас, как например показанный на рис. 20 реликварий. Задний план оформлен орнаментом и пестро инкрустирован. Между фигурами выполнены выемки. Складки и детали одежды выгравированы. Над поверхностью реликвария возвышаются рельефные головы святых.

Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question


Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

     

  

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email. При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д., а также подписку на новые комментарии.

Выберите человечка с поднятой рукой!

При нажатии на картинку, Ваш комментарий будет добавлен.