При изучении истории развития среднеевропейских, в частности немецких, художественных работ с эмалью времен средневековья следует учитывать местные традиции, степень развития страны, внешеторговые связи.
Столетиями господствующая техника закрепления вставок альмандина обеспечила необходимые для перегородчатой эмали навыки обработки металла. Качество стекла совершенствуется в течение меровингско-каролингского времени настолько, что освоено изготовление нескольких наиболее употребляемых цветных эмалей. Традиции кельтских эмалей и провинциально-римских выемчатых эмалей все еще оказывают влияние. Известны факты, подтверждающие, что выемчатая эмаль на бронзе или меди сохранилась в Галлии по меньшей мере до средневековья, хотя и в грубой вульгарной форме в несложных изделиях массового производства.
Значительное развитие получило эмалирование в XII в. в Лиможе и в области Рейн — Маас. На искусство эмалирования Европы раннего средневековья большое влияние оказали восточные (сирийские) и особенно византийские эмали. Благодаря высокому качеству технического и художественного исполнения (особенно священных сосудов — основного предмета работы средневекового ювелира) влияние византийских эмалей по золоту было решающим. Использование импортируемых пластинок с эмалью для украшения сосудов и утвари и обретение собственного опыта работы в новой технике дало толчок развитию эмалирования, которое начало приобретать самостоятельное значение как вид искусства. Появилась собственная выразительная форма эмали как ювелирного оформления.
В IX—X вв. (время Оттонов) мастерские монастырей на Рейне и в Лотарингии образовали центры эмалирования по золоту, где выполнялись перегородчатые — по типу византийских — эмали. Предпочтение отдавалось маленьким украшенным орнаментом многоцветным пластинкам с перегородчатой эмалью, которые закреплялись, как драгоценные камни, на священной утвари. Лишь в исключительных случаях использовались образные мотивы, как например в пластине основания креста Матильды. В трактате монаха Теофилуса «Schedula diversarium artium» подробно и наглядно описан способ изготовления пластинок с перегородчатой эмалью (Средневековая перегородчатая эмаль).
Примером использования перегородчатой эмали в украшении может быть пряжка, исполненная в виде орла, так называемое «украшение Гизелы». Это украшение изготовлено приблизительно в конце X в. Голова, крылья и хвост орла выполнены в технике перегородчатой эмали. Венок декорирован драгоценными камнями.
С XII в. выемчатая эмаль получила признание как художественный метод украшения церковной утвари цветовыми образными и орнаментальными мотивами. Наиболее значительные мастерские находились на Рейне и Мозеле и во французском городе Лиможе. Возрастающая потребность в красивой и недорогой церковной утвари побуждала к использованию этой новой формы художественного оформления. В качестве подложки применялась обычно позолоченная медь. Вероятно, соображения экономической выгоды привели к переходу от оттоновской перегородчатой эмали на золоте к романской выемчатой эмали на меди.
Традиция кельтской выемчатой эмали на бронзе под влиянием византийской перегородчатой эмали вылилась в новую форму эмалирования. Примером этой техники служит алтарь, который, согласно надписи, изготовлен Николаусом Верденским и освящен в 1181 г. Вокруг фигур основной фон углублен и заполнен эмалью. Рисунок внутри фигур выгравирован и покрыт эмалью. Основные цвета — синий, зеленый и красный. Выполненный целиком из меди, алтарь был подвергнут золочению. Византийского влияния здесь не наблюдается.
В середине XII в. Лимож превратился в ведущий центр массового производства религиозной утвари с использованием различных видов выемчатой эмали и до XIV в. удерживал за собой это первенство. Появление массы кустарных изделий быстро привело к обесцениванию высокохудожественных работ, но произведения, созданные во времена расцвета, вполне можно сравнивать с лучшими изделиями области Рейн — Маас, как например показанный на рис. 20 реликварий. Задний план оформлен орнаментом и пестро инкрустирован. Между фигурами выполнены выемки. Складки и детали одежды выгравированы. Над поверхностью реликвария возвышаются рельефные головы святых.