Подготовку эмали начинают с измельчения крупных кусков эмали. Для этой цели хорошо подходит стальная ступка. Пестик должен точно соответствовать отверстию, чтобы при измельчении не было потерь эмали. Подставкой под ступку служит массивная деревянная плита, которая предохраняет стол от больших нагрузок.
Для тонкого растирания эмали используются несколько фарфоровых ступок с пестиками, которые располагаются на столе рядом с раковиной. Чтобы не держать все время ступки в руке, на столе следует укрепить деревянную плиту толщиной 50 мм, в которой вырезаются отверстия в соответствии с размерами ступок. Стол должен быть облицован водостойким покрытием — по возможности из пластика. Для отмучивания эмали должны быть всегда наготове несколько фарфоровых чашек различной емкости. Для измельчения больших количеств эмали рекомендуются шаровые мельницы с фарфоровыми шарами.
Хранят растертую мокрую эмаль в пластмассовых или фарфоровых чашечках, размеры которых зависят от количества размолотой эмали. Основное рабочее место эмальера — это рабочий стол, за которым он сидит, нанося эмаль. Это может быть прямоугольный стол с ровной крышкой, покрытой пластиком. Рабочий стол может быть комбинирован с рабочим местом художника, чтобы иметь возможность выполнять небольшие эскизы прямо в мастерской.
При работе с эмалью чистота — предпосылка для достижения хороших результатов. Мельчайшие частички грязи и пыли, попавшие в эмалевый порошок, приводят к помутнению, изменению цвета, появлению пятен и пор в обожженной эмали. Иногда последствия такой неаккуратности обнаруживаются сразу же после обжига эмали, и зачастую возникшие пороки устранить невозможно. Рабочий образец во время обработки укладывают на чистую льняную ткань.
Для нанесения эмали используют кисточки или специальные стержни. Кисточки № 1—3, как для акварелей, обычно делают из волос куницы. Ими пользуются при выполнении особо тонких работ. Для нанесения раствора траганта необходима волосяная кисточка большего размера. Стакан с водой для промывки кистей должен находиться на рабочем столе.
Стержни для нанесения эмали можно изготовить самим. Для тонких работ (например, нанесения эмали в маленькие ячейки) удобны показанные на трубкообразные шпатели (а). Их изготавливают, заостряя конец пластмассовой или металлической трубки нужного диаметра. Показанный на рисунке набор инструментов (б-г) без особых трудностей можно изготовить самостоятельно. Скребок представляет собой заостренную круглую проволоку, шпатель — круглую проволоку с косо припаянной лопатообразной пластинкой, скребковый стержень — круглую проволоку, срезанный под углом конец которой слегка приплющен. Каждый из этих инструментов крепится в деревянной рукоятке диаметром 8—10 мм.
Для нанесения большого количества эмали хорошо зарекомендовал себя изображенный на рисунке шпатель (д) в форме ложки. Шпатель можно изготовить любого размера. Из стального кружка выковывают рабочую плоскость инструмента, затем контур опиливают и весь инструмент тщательно шлифуют и полируют.
Все шпатели для нанесения эмали должны иметь гладкую поверхность, иначе эмалевый порошок не будет соскальзывать с них. Края также должны быть гладкими, но не острыми, т.е. слегка скругленными. В противном случае нанесенный эмалевый порошок можно срезать при разравнивании и, кроме того, поцарапать металлическую основу. Форма рабочей части шпателя должна соответствовать характеру выполняемой работы.
Как правило, эмальер изготавливает свой инструмент сам. На рисунке показаны рабочие плоскости инструмента (е). Для нанесения эмали на большие поверхности можно использовать шпатель, выпиленный из пластика; углы и края должны быть закруглены.
В качестве стержней для нанесения эмали применяют небольшие стальные инструменты, которыми зубные техники пользуются при изготовлении моделей из воска.
Для гибки перегородок необходим набор щипцов: плоскогубцы, шинные щипцы, плоскогубцы с заостренными губками, круглогубцы, бокорезы. Нормальный размер их от 13 до 15 см, но применяют также и щипцы меньших размеров, например 11,5 см. Кроме того, нужно иметь еще несколько пинцетов. Для просеивания сухой эмали необходимо несколько мелкоячеистых сот с капроновой сеткой. Для равномерного нанесения раствора траганта целесообразно пользоваться расп