Стиль модерн возродил использование эмали при оформлении украшений и ювелирных изделий. Многоцветная и яркая эмаль стала необходимой для художественного обогащения изделий с растительными и анималистическими мотивами. Натуральные и искусственные материалы (все виды металлов, драгоценных камней, перламутр, черепаха, слоновая кость, эмаль) включались в композиции из-за их художественных достоинств без учета материальной ценности.
По примеру технической промышленной эмали и восточно-азиатских образцов декоративные сосуды полностью покрывали эмалью. В поисках новых выразительных форм с художественной и технической точки зрения эмалирование вышло за рамки классических способов. Из этих экспериментов родилось художественное оформление декоративной посуды. Второе рождение получила витражная эмаль в результате следования восточно-азиатским образцам. Путем экспериментов были найдены новые возможности совершенствования способов эмалирования.
В XX в. под влиянием произведений мастеров стиля модерн эмаль стала одним из полюбившихся способов художественного оформления украшений и декоративных изделий. Благодаря успехам в развитии химии силикатов была разработана большая палитра высококачественных эмалей всевозможных оттенков, прозрачных, опалисцирующих и непрозрачных для различных металлических подложек. Были улучшены условия труда благодаря использованию электрической обжиговой печи с терморегулятором. Разумеется успехи в области технического эмалирования не могли не оказать влияния на художественную эмаль, хотя эти виды эмалей существенно отличаются друг от друга областью применения, назначением и технологией. Наряду с художественным эмалированием посуды эмаль нашла применение в строительстве при облицовке фасадов, перегородок, дверей и т.д. Начиная с 20-х гг. нашего столетия, художественные учебные заведения оказывают существенную помощь в развитии техники эмалирования — художественного метода, возможности которого еще далеко не исчерпаны. Современному эмальеру как с технической, так и с художественной точки зрения предоставлены большие возможности. Он может использовать все традиционные технические приемы эмалирования, но вместе с тем разрабатывать свои, новые методы. Границы приложения его творчества простираются от маленького ювелирного изделия до плиты фасада здания. Нужны только способность облекать свои идеи в художественную форму, фантазия и умение пользоваться техническими приемами.