В начале XV в. появилась совершенно новая техника — живописная эмаль. Тонко растертыми цветными эмалями наносили изображение на одноцветную эмалевую основу, причем краски накладывали рядом без разделяющих перегородок. В Италии было несколько мастерских, где применялся этот метод, но все же центром развития новой техники в XV — XVI вв. стал французский город Лимож.
Вначале гравировали рисунок на медной основе и сверху покрывали тонким слоем фондона. Затем по нему выполняли черный предварительный контурный рисунок, который обжигали. Только потом осуществляли непосредственное живописное нанесение эмали.
В XVI в. получила развитие типичная техника мастеров Лиможа: эмаль в стиле гризайль, т.е. эмаль в серых тонах. На пластину, отгрунтованую черной или темной эмалью, наносили изображение белой эмалью. В зависимости от толщины слоя темный фон просвечивает больше или меньше, что дает серые полутона. Так как использовали, как правило, тугоплавкую белую эмаль, то изображение получалось слегка рельефным.
В основе другого способа заложены графические приемы: черное основание покрывали тонким слоем белой эмали, процарапывали в этом увлажненном слое рисунок и придавали изображению пластичность посредством штриховки. После этого эмаль обжигали. Часто белую эмаль обогащали цветной, т.е. покрывали прозрачной цветной эмалью (тона одежды) и розовой эмалью (части тела).
Для этого способа характерны золотые эффекты.
В первое время в технике лиможской эмали изображали исключительно сцены из библии, зачастую воспроизводили известные картины на эти сюжеты. В середине XVI в. на первое место выдвигаются мотивы итальянского Возрождения. Эмалью покрывали не только плакетки, но и различную утварь. Предметы большого размера украшали пластинками, покрытыми эмалью. При дворах знати, особенно во Франции, были известны и пользовались большим спросом великолепные столовые приборы из Лиможа, покрытые эмалью. Они до сих пор хранятся в европейских коллекциях. Во многих старинных семьях ремесленников (Пенико, Лудэн, Куртей, Реймон, Лимузэн) традиции эмалирования передавались от поколения к поколению.
Особую группу составляют выпуклые сосуды с характерным рисунком, эмалевое покрытие которых принято называть венецианской эмалью, так как предполагают, что она получила свое развитие в Венеции. Речь идет о прочеканенных и покрытых опаковой эмалью медных сосудах. В эмаль вплавлялись золотые букеты, соломка, розетки, листья. Эти изделия появились в первой половине XVI в.