Размягченную эмаль, находящуюся в вязком состоянии, можно вытягивать в нити, которые затем наплавляют на подготовленную эмалевую поверхность.
Для этого необходимы следующие инструменты и вспомогательные средства: тигельные щипцы для захвата и удерживания тиглей; тигли из огнеупорной глины (какие обычно используют для плавки благородных металлов, размер зависит от количества расплавляемой эмали, наиболее часто применяют тигли диаметром около 10 см); асбестовые рукавицы; стальной стержень толщиной от 5 до 10 мм, длиной 50 см, с помощью которого вытягивают нити; молоток и плоскогубцы для отбивания и отгибания застывшей эмали.
Тигель заполняют эмалью в кусках или в порошке и на подставке для обжига устанавливают в холодную печь. Разогревают до температуры плавления эмали, чтобы она в тигле размягчилась и стала вязкотекучей. Если загрузить холодный тигель в горячую печь, он может треснуть.
Когда эмаль расплавилась, горячий тигель вынимают из печи и устанавливают на огнеупорную подставку. Лучше всего работать вдвоем: один надежно удерживает щипцами тигель, причем в целях безопасности он должен пользоваться асбестовыми перчатками, а другой вытягивает нити.
Конец стального стержня нагревают в газовом пламени до красного каления и затем погружают в расплавленную эмаль. Когда стержень вынимают, вязко-текучая эмаль прилипает к стержню, как сироп к ложке. Сначала нить тянут вверх, затем в сторону, пока длина нити не достигнет 1,5—2 м.
На воздухе тонкие нити быстро охлаждаются, затвердевают и становятся хрупкими. Затвердевшие нити отламывают щипцами сначала от стержня, а потом от горячего тигля. Таким способом можно вытянуть 3—4 нити. Затем эмаль в тигле застывает. Если требуется больше нитей, тигель наполняют вновь, ставят в печь и этот процесс повторяют. Работу рекомендуется построить так, чтобы в печи находилось одновременно несколько тиглей, и после охлаждения одного можно было бы сразу же продолжать работу.
При переходе к вытягиванию нитей из эмали другого цвета комочки эмали, прилипшие к концу стержня необходимо тщательно удалить. Для этого раскаленный конец стержня погружают в холодную воду и откалывают эмаль молотком. Эти остатки можно опять расплавить.
При наличии некоторого опыта толщину нитей можно варьировать, изменяя скорость вытягивания эмали: чем быстрее вытягивается эмаль из тигля, тем тоньше получаются нити.
Необходимо всегда иметь небольшой запас нитей. Обычно образуются прямые нити. После охлаждения (уже в хрупком состоянии) их можно легко разломить на кусочки необходимой длины. Из-за большой хрупкости нитей их следует хранить в жестких сосудах. Нить можно «смотать в клубок», если сгибать ее в вязком состоянии на огнеупорной подставке.
Для изготовления нитей подходит любая эмаль, но предпочтение отдается непрозрачным эмалям, так как они при последующем расплавлении лучше снимаются с подложки. В тигле можно плавить и кусочки эмали разной окраски. Вытягиваемые при этом из тигля нити украшены цветными разводами, пестрыми прожилками.
При вытягивании нитей следует помнить о том, что затвердевшие нити еще достаточно горячи и могут стать причиной ожогов! Они не должны касаться легковоспламеняющихся предметов!
Нити можно наплавлять как на предварительно эмалированную поверхность, так и на металл. Простейший способ заключается в том, что нити разламывают на прямые короткие кусочки, которые смазывают немного трагантом и расплавляют на грунтовой эмали или на подложке. Предварительно кусочки можно сгибать и сплавлять друг с другом над газовым пламенем. Их можно также сложить на асбестовой плите в виде решетки и в местах соприкосновения расплавить пламенем. Возможные изменения окраски эмалевых нитей из-за плавления в газовом пламени исчезают при обжиге в печи. Решетку, предназначенную для выпуклой поверхности, просто накладывают на изделие. При размягчении она принимает форму подложки.
При необходимости нити можно устанавливать вертикально или под углом к поверхности. В этом случае они должны быть изготовлены из эмалей, характеризующихся высоким поверхностным натяжением и ограниченной смачиваемостью.
Обжиг изделия производят до тех пор, пока нити не начнут погружаться в грунтовую эмаль. Этот способ имеет определенное сходство с эмалевой зернью (см. Эмалевая зернь и грануляция по эмали).
Более простым представляется следующий способ: нити при обжиге погружаются в грунтовую эмаль, расплываются и сплавляются с ней. Благодаря взаимодействию эмалей образуется красивый геометрический рисунок, имеющий мягкий, расплывчатый контур. Для этого способа пригодны нити из эмали, отличающейся низким поверхностным натяжением. Во всех случаях необходимы предварительные пробы.